Domvorot54.ru

Электронный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материалы используемые в архитектуре

Язык искусства:

как раскрыть детям тайну архитектуры

Продолжение. № 12, 13, 15, 18, 21, 22/2006

Западный портал церкви аббатства Сен-Мадлен. Ок. 1125. Везле, Франция

В предыдущих статьях цикла мы рассуждали вместе с читателем о том, как выстроить материал по изучению такого вида искусства, как архитектура. Мы ввели понятие «архитектурная форма», рассуждали об основных конструктивных системах. Сегодня мы продолжаем разговор об этом виде искусства. Речь пойдет о материалах, используемых в строительстве, о художественной стороне архитектуры.

Материалы, используемые в строительстве

Камень и кирпич

Устойчивость и ограниченность свойств материала объясняют неизменность большинства архитектурных форм, приверженность человечества к стоечно-балочным и сводчатым конструкциям.

В Древней Греции самым распространенным материалом был камень, для которого более всего подходила стоечно-балочная система конструкции. В Риме стали применять кирпич и бетон, и соответственно меняется конструкция — теперь стали возможными сводчатые перекрытия.

В Средние века возвращаются к камню, но стоечно-балочная конструкция Древней Греции уже никого не устраивает: растут города, возводятся большие соборы. Для их перекрытия балки уже не подойдут, поэтому возникает новый тип конструкции — каркасная. Она основана на целой системе средств, облегчающих силу тяжести сводов. Арка стала стрельчатой, что уменьшило распор и давление на стены, тяжесть свода со стен с помощью аркбутанов переместилась на контрфорсы. Элементы этой системы и составляют каркас здания, который, в свою очередь, предопределил художественное оформление, его легкость и ажурность.

Если, как мы уже говорили, для камня подходили плоские перекрытия стоечно-балочной конструкции, то кирпич давал возможность создать арку, свод, купол. Вот почему в готических сооружениях арки и своды возводились из кирпича, а сами стены, их внутренние и наружные части делали из камня.

На Руси с древних времен самым распространенным материалом было дерево. Именно дерево определяло основу архитектурной формы — восьмерик на четверике, покрытый шатром, с пристроенными помещениями.

Флорентийский собор. XIII-XIV вв.

Принятие христианства положило начало каменному строительству. Наши предки заимствовали у Византии ее строительную технику — с плинфой (плоским киричом) и большим слоем штукатурки между ее рядами. Здания с таким эффектом выглядели полосатыми, так как между рядами плинфы клали раствор с кирпичной крошкой, отчего он становился розовым. Такие памятники архитектуры сохранились на Украине и на юго-западе России.

Во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Ростове Великом, Ярославле, Новгороде, Пскове создавали свою строительную технику, использовали для нее местный белый камень, украшая стены причудливой каменной резьбой.

Применение в более позднее время сочетания кирпича и белого камня привело к характерному для зодчества Руси цветовому строю — красно-белой окраске зданий, характерной для так называемого нарышкинского барокко.

В отличие от камня кирпич — материал менее выразительный, поэтому его декорируют разными способами:

— прибегают к узорной кирпичной кладке;

— комбинируют архитектурные формы в пространстве, как это любили делать в готике, моделируя различные объемы, созданные из кирпича (костел Св. Анны в Вильнюсе);

сочетают цветной кирпич с глазурью в мусульманских постройках или используют поливной изразец в России, который вставлялся в кирпичс помощью специального выступающего объема;

Колизей в Риме. 75-80 н.э.

скрывают ряды кирпича штукатуркой, декорируют фасады колоннами и скульптурой. Это чаще всего делали в XIX в., когда кирпич считался простым, неэстетичным материалом и его пытались скрыть, придав зданию подобающий вид.

Кирпич, наряду с камнем, применялся в строительстве с эпохи Возрождения и вплоть до XIX в. С XIX в. начинают использовать железобетон и металлические конструкции, затем сборные конструкции, которые более экономичны и технически совершенны. Постройка здания заменяется его монтажом из крупных элементов заводского изготовления. Эти новые конструкции оказывают влияние и на внешний вид зданий, меняется их художественное оформление.

Церковь Грундвиг. 1913. Копенгаген

Бетон, цемент, железобетон

Бетон, оказывается, был известен уже в Древнем Риме, и это не случайно, ведь действующий вулкан Везувий находится на Апеннинском полуострове. Вулканический песок, смешиваясь с водой, образует скалообразный материал. Римляне использовали его для строительства гаваней, так как под воздействием морской воды материал становился еще прочней. Но где взять столько вулканического песка? Многие пытались решить эту проблему. Так был разработан рецепт из глины и извести.

Песок с Везувия (а потом стали находить похожий на него и в других местах) назвали битумом. Чтобы экономить это первое в истории вяжущее средство, в битум (бетон) стали добавлять кусочки обычного камня, и назвали эти добавки цементум.

Современный состав цемента был изобретен каменщиком Джозефом Эспидином в 1824 г. Он состоит из ряда минералов, которые размалывают, везут на стройку, где смешивают с гравием и водой для получения бетона. Если мы посмотрим под микроскопом, как «работает» бетон, то увидим, что песок и другие наполнители покрываются сначала пленкой, которая очень быстро превращается в кристаллы, растущие прямо на глазах. Эта структура похожа на самый твердый материал — мартеновскую сталь. Бетон затвердел.

К концу XIX века стала ощущаться сильная потребность в новом строительном материале, который сочетал бы в себе достоинства железа и бетона. Применяя по отдельности бетон и железо, строители долго не задумывались над тем, что их можно соединить. К этому пришли опытным путем.

Один французский садовник по имени Жозеф Монье изготовлял из бетона длинные горшки для цветов. Он очень расстраивался, когда его длинный горшок, поставленный на две опоры, ломался. Однажды, когда он из дерева сделал опалубку и влил туда состав для бетона, ему на глаза попались железные прутья. Он не долго думая сунул их в бетон — так был создан прочный строительный материал, а сам Монье превратился из садовника в богатейшего изготовителя железобетона.

Новый материал очаровал архитекторов. Один англичанин так поверил в него, что, создав водонапорную башню, поклялся, что встанет под ней, дабы доказать прочность железобетона. В день открытия сооружения архитектор в новом костюме кофейного цвета гордо встал под своим детищем. В резервуар стала набираться вода, и вдруг она хлынула мощным потоком. Зрители застыли в изумлении. А промокший до нитки архитектор твердо и непоколебимо стоял на своем месте. Оказалось, что дал течь резервуар, постройка же была незыблема.

МакГро Хиллбилдинг. 1928-1932. Нью-Йорк

Железобетон завоевал сердца строителей и архитекторов еще и тем, что он позволял скреплять опоры и несомые ими конструкции, а от этого постройка становилась прочнее, поскольку все части конструкции работали вместе.

В зависимости от цели

В архитектуре ХХ в. основным материалом строительства является железобетон, с его конструктивной гибкостью и выносливостью, способностью к созданию грандиозных сооружений. Кроме того, немалую роль играют такие материалы, как чугун, сталь, литое ковкое железо, алюминий, позволяющие перекрывать громадные пролеты, и стекло, создающее ощущение бесконечности пространственных объемов.

Материал имеет большое значение для архитектора, но он не господствует безраздельно. Язык материала многообразен, мастер может подвергнуть его обработке в зависимости от своих эстетических взглядов. Например, камень требует сплошных, простых, полнозвучных форм. Однако в готике, которая отвергает принципы египетской архитектуры, любящей монолитность и цельность, поверхность собора изрезана многочисленными нишами, арками, огромными окнами, а из камня выполнены скульптуры.

Необработанная поверхность гранита выглядит олицетворением мрачной, таинственной силы. Циклопическая кладка стен замков-цитаделей придает им примитивно-суровый характер. Распиленный и полированный гранит создает ощущение официальности, чопорности, стена имеет строго организованную, симметричную, статичную структуру (стоит вспомнить станции метро, облицованные гранитом). Рустовка, наоборот, создает ощущение светотени, рождает чувство динамики.

Материал часто определяет цвет архитектуры, а цвет играет решающую роль в эмоциональном восприятии. Известно, что древние греки, например, раскрашивали свои соборы: нижняя часть оставалась белой, горизонтали верха окрашивались в красный цвет, вертикали-триглифы — в черный или темно-синий, выделялся фон фронтона, чтобы скульптуры смотрелись четче.

Предприятия Фагус. 1911-1912. Альфред-на-Лейне под Хильдесхаймом, Германия

Белый цвет камня и штукатурки отличает русские храмы. Цвет дерева делает наши церкви теплыми, уютными, а блестящие лемехи куполов будто служат опознавательным знаком храма. В барочной архитектуре огромную роль играют золоченые детали.

Цвет и фактура материала могут подчеркнуть форму, а могут и разбить ее. Так, камуфляж, крупная неравномерная фактура или большой рисунок разбивают форму, а однотонность и гладкость подчеркивают ее.

Связь архитектуры и техники

На архитектурное сооружение влияет не только конструкция и материал, но и уровень развития техники.

Чтобы понять это, приведем такой пример. Раньше дома строили со сравнительно небольшими окнами, в которых обязательно были прорезаны форточки. Потом от этого отказались — окна стали больше, а форточки исчезли. Окна пропускают теперь намного больше света, их легче мыть. Вечером, когда окна освещены, дом приобретает вид огромного корабля. Почему же раньше этого нельзя было сделать? Проблема в том, что дома с окнами нового типа требуют более мощной и экономичной системы центрального отопления. При печном отоплении в домах с такими окнами было бы холодно.

Или еще пример. Люди позапрошлого века, увидев высотный дом, стоящий на бетонных колоннах, удивились бы и испугались его неустойчивости. Мы же, прекрасно понимая возможности бетона, любуемся этим зданием, как атлетом, взявшим рекордный вес. Таким образом, очевидно, что техническая мысль определяет облик современных архитектурных сооружений. Это касается и новых конструкций и материалов.

Но архитектура — это не только материалы, не только технические возможности. Есть еще одна немаловажная сторона — художественная. Об этом — в следующей статье.

Материалы, применяемые в архитектуре:

  • дерево;
  • кирпич (первоначально необожженный, впоследствии обожженный), разновидность кирпича — саман (в глину добавляются различные примеси, в том числе солома);
  • необработанный или тесаный камень;
  • бетон;
  • железобетон;
  • алюминий, чугун, железо;
  • стекло.

Параметры здания, определяемые материалом:

— размеры (деревянные чаще всего будут меньше каменных, а железобетонные массивнее последних);

— особенности конструкций (деревянные и каменные церкви Руси имеют совершенно разные конструктивные принципы);

— внешний вид (каменные создают чаще всего ощущение большей монументальности);

Материалы и техники в архитектуре.

Из основной и бесспорной установки, что под архитектурой надо понимать диалектическое единство всех сторон строительного дела — его социальных задач, его техники, экономики и искусства, — следует с несомненностью, что на каждом данном историческом этапе строительные материалы и их свойства являются, наравне с социально-экономическими и естественно-географическими моментами решающим фактором в образовании архитектурных форм. Определенные технологические свойства материала — дерева (длина бревен), уровень строительной техники (обработка дерева топором, отсутствие железных гвоздей или креплений) предопределяли как самый процесс строительства, так и в основном размеры и форму самих зданий (прямоугольные избы, многогранник шатра) и детали (световые отверстия, врубки, форма крыши и пр.), что дало органически слитые с материалом архитектурные формы и только им свойственную архитектурную выразительность. Архитектурную форму нельзя рассматривать изолированно, в абстракции от материала и конструкции, овеществляющих эту форму. Из этого, однако, не должно следовать, что материалы и конструкция должны господствовать над формой.

Конструкция, удовлетворяя всем требованиям рационального использования материала, экономичности, прочности и т. д., должна вместе с тем помогать архитектору в его архитектурном замысле.

Для этого архитектор должен знать природу и возможности конструкции и материала, должен полностью владеть ими, а не подчиняться им и идти у них на поводу.

Если в прошедшие эпохи развитие строительной техники в значительной мере связывало зодчего, ограничивая размеры и габариты помещений, пролеты, высоту сооружения, суживало возможности пространственных композиций, то современное состояние строительной техники — новые материалы, конструкции и процессы строительства — дают возможность архитектору с гораздо большей свободой, с почти исчерпывающей полнотой уже в процессе проектирования подходить к разрешению задач внутренней и внешней организации здания, размеров и форм сооружений, пространственных построений, высотности и пр. [. ]

[. ] Вместе с тем новая строительная техника, развивающаяся на базе новейших достижений точных наук, ведет к соответствующему развитию и изменению традиционных представлений о прочности и устойчивости здания, равновесии его частей и тем самым красоте его.

Так, например, консольные рамные конструкции в железобетоне, чрезвычайно рационально использующие распределение усилий в системе конструкции, дают возможность такого разрешения внешних ограждающих поверхностей здания, при котором нарушается обычное представление о стене и стеновой поверхности.

Расчленение конструкций здания, главным образом по линии несущих и не несущих конструкций, отодвигая на задний план прежние системы каменных конструкций и связанных с ними представлений о тяжести, легкости и устойчивости, создает предпосылку для новых пространственных решений с новой, только им свойственной архитектурной выразительностью.

Новейшие течения архитектуры Запада и Америки овладели в основном техническими возможностями новых материалов и конструкций и научились их технически правильно применять

Имея в своем распоряжении продукцию высокоразвитой строительной индустрии, новейшая архитектура Запада и Америки не сумела еще в достаточной мере выявить те художественные возможности, которые скрываются как в новых стройматериалах, так и в новых конструкциях, часто идя или по пути традиционного их применения или, наоборот, пустого эстетизирования новых материалов, фетишизации их.

В настоящее время железобетон является одним из ведущих материалов современной строительной техники, между тем форма железобетонных конструкций в подавляющем большинстве случаев есть первая производная статического расчета, и проблема художественного овладения конструктивными формами железобетона не нашла еще своего разрешения. Художественные возможности железобетона еще полностью не раскрыты. Однако очевидно, что железобетон может придать уверенную легкость и воздушность всей композиции.

Материалы используемые в архитектуре

PinWin – международная он-лайн-площадка, на которой в режиме нон-стоп проводятся конкурсы для архитекторов, дизайнеров, декораторов, фотографов, а так же студентов профильных вузов.

Количество конкурсов на сайте меняется. Перечень конкурсов указан в разделе «Все конкурсы», который делится на «Текущие конкурсы» и «Архив конкурсов». Работы архивных конкурсов доступны для просмотра и комментирования.

В зависимости от целей конкурса, темы, пожеланий организаторов и партнеров, к участию в конкурсе приглашаются архитекторы, дизайнеры, декораторы, технологи, проектные организации, конструкторские бюро, производственные предприятия, строительные организации, девелоперы, дизайн-студии и мастерские, студенты и преподаватели архитектурных, дизайнерских и строительных ВУЗов и факультетов, фотографы.

Работы на конкурс принимаются до определенной даты. На странице конкурса есть ссылка «Условия», нажав на которую, можно узнать об условиях участия, механизме голосования, юридическую информацию. Дата также отображается при наведении курсора на изображение конкурса на главной странице.

Если вы хотите принять участие в проекте — необходимо зарегистрироваться. Процедура регистрации проста. Для создания аккаунта следует ввести логин и ваш контактный e-mail. На указанный электронный адрес придут два письма: 1.Письмо со ссылкой для активации аккаунта. 2.Письмо с вашими регистрационными данными. После завершения регистрации все опции буду доступны. Вы сможете добавить свою работу, проголосовать за понравившийся дизайн-проект, оставить комментарии. Если вы по каким-либо причинам не получили письмо с кодом активации – напишите нам в техподдержку по адресу info@pinwin.ru В письме обязательно укажите ваши данные – логин и контактный e-mail.

Следует пройти по ссылке «добавить работу», внимательно прочитать условия участия в конкурсе и поставить «галочку» о согласии с условиями конкурса. Затем приступить к «оформлению заявки». В первом поле заявки «Название вашей работы» введите название работы, например «Природа хай-тека. Рига». Во втором поле нужно загрузить описание проекта объёмом не более 2000 знаков с пробелами. В пояснительной записке желательно написать, в чем состоит особенность, новизна, оригинальность дизайн-проекта. Дополнительные требования к пояснительной записке вы можете узнать, пройдя по ссылке «Условия» на странице самого конкурса. Затем загрузить изображения и выбрать главную фотографию проекта. Изображения принимаются в формате jpg не менее 1050 пикселей по ширине (вне зависимости от того вертикальный это кадр или горизонтальный). Обратите внимание на названия файлов с изображениями — они не должны содержать кириллицы, только латинский буквы и цифры. Количество фотоматериала регламентируется и прописывается в условиях конкретного конкурса.

Главная фотография – или обложка проекта – самая эффектная фотографий, которая максимально полно отражает суть конкурсного проекта. Технически задать главную фотографию – просто. Перетащите курсором выбранную фотографию в окошко «главное фото».

Если работа не загружается, попробуйте сделать это в другом браузере. Возможно, версия имеющегося браузера устарела. Если смена браузера не помогает, напишите нам письмо в техническую поддержку по адресу info@pinwin.ru, указав какой у вас браузер и его версию, кратко описав проблему и прописав сообщения или ошибки, которые выводятся системой. Не забудьте написать в письме ваши регистрационные данные – логин и e-mail.

Подробнее о форматах и требованиях к конкурсным работам вы можете прочитать на странице конкретного конкурса в разделе «Условия».

Фотографии одного и того же проекта могут использоваться в разных конкурсах, если иное не оговорено в условиях конкретного конкурса.

Организаторы конкурса формируют жюри поэтапно, поэтому на протяжении всего конкурса возможны изменения в составе членов жюри. Состав жюри каждого конкурса можно посмотреть на странице конкурса в разделе «Жюри».

При любой активности участников и пользователей (лайки, комментарии) конкурсная работа перемещается на первую страницу, соответственно, её видит бОльшее количество участников конкурса.

При выборе финалиста недели происходит пост-модерация и проверка голосов на предмет «подозрительной активности». В случае выявления «накрутки голосов», голоса снимаются.

В зависимости от условий конкурса члены жюри могут голосовать в течение всего времени проведения конкурса, либо выбирать победителя сразу из списка «TOP-100».

После завершения конкурс попадает в раздел «Архив». На странице завершенного конкурса вы найдете фотографию победителя, ссылку на его портфолио, ссылку на фото- и видеорепортаж с церемонии награждения. Также вы можете следить за всеми конкурсами на нашей странице в facebook

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура — наука и искусство

Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

И, наконец, архитектура — это самостоятельное направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты — архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени. Вот таким сложным и многогранным определением можно передать смысл термина » архитектура».

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

Происхождение термина » архитектура».

Слово » архитектура» имеет сложное происхождение. Оно происходит от польского слова » architektura», которое было ранее позаимствовано из латинского » architektura». В свою очередь, в латинском языке это слово образовалось от слова » architectus» — архитектор .

А термин » архитектор» своим происхождением обязан соединению двух древне -греческих слов: » архи» — » старший», » главный», » начальник» и » тектон» — » строитель», » плотник» или » мастер». Следовательно, архитектура является плодом творчества архитектора — в дословном переводе с греческого » старшего плотника».

Достоинства архитектуры.

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

Виды архитектуры.

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн ) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

Стилистика архитектуры.

Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.

Существует достаточно большое количество стилей архитектуры , среди которых можно назвать следующие:

  • первобытная архитектура ( мегалитические постройки);
  • архитектура античного периода;
  • романская архитектура;
  • готический стиль;
  • архитектура Возрождения;
  • барокко в архитектуре;
  • стиль рококо в архитектуре;
  • классическая архитектура;
  • эклектика в строительстве;
  • модерн;
  • модернизм;
  • конструктивизм;
  • постмодернизм;
  • хай — тек в архитектуре;
  • деконструктивизм;
  • динамическая архитектура.

Все они отличаются друг от друга характерными особенностями. Многие из стилей архитектуры используются в творчестве архитекторов и на сегодняшний день. При этом наиболее креативные специалисты работают над созданием необычных домов , внешний облик которых не вписывается ни в одни из существующих архитектурных стилей.

Архитектура — наука и искусство : 2 комментария

Hello! This post could not be written any better! Reading this post reminds me of my old room mate! He always kept talking about this. I will forward this post to him. Pretty sure he will have a good read. Thank you for sharing!

Добрый день! Статья интересная. Однако считаю, что самая красивая и гармоничная архитектура — классическая. А большинство зданий в современном стиле устаревают очень быстро.

Читать еще:  Материал для внутренних стен дома
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×