Domvorot54.ru

Электронный журнал
29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование материалов в архитектуре

Материалы и техники в архитектуре.

Из основной и бесспорной установки, что под архитектурой надо понимать диалектическое единство всех сторон строительного дела — его социальных задач, его техники, экономики и искусства, — следует с несомненностью, что на каждом данном историческом этапе строительные материалы и их свойства являются, наравне с социально-экономическими и естественно-географическими моментами решающим фактором в образовании архитектурных форм. Определенные технологические свойства материала — дерева (длина бревен), уровень строительной техники (обработка дерева топором, отсутствие железных гвоздей или креплений) предопределяли как самый процесс строительства, так и в основном размеры и форму самих зданий (прямоугольные избы, многогранник шатра) и детали (световые отверстия, врубки, форма крыши и пр.), что дало органически слитые с материалом архитектурные формы и только им свойственную архитектурную выразительность. Архитектурную форму нельзя рассматривать изолированно, в абстракции от материала и конструкции, овеществляющих эту форму. Из этого, однако, не должно следовать, что материалы и конструкция должны господствовать над формой.

Конструкция, удовлетворяя всем требованиям рационального использования материала, экономичности, прочности и т. д., должна вместе с тем помогать архитектору в его архитектурном замысле.

Для этого архитектор должен знать природу и возможности конструкции и материала, должен полностью владеть ими, а не подчиняться им и идти у них на поводу.

Если в прошедшие эпохи развитие строительной техники в значительной мере связывало зодчего, ограничивая размеры и габариты помещений, пролеты, высоту сооружения, суживало возможности пространственных композиций, то современное состояние строительной техники — новые материалы, конструкции и процессы строительства — дают возможность архитектору с гораздо большей свободой, с почти исчерпывающей полнотой уже в процессе проектирования подходить к разрешению задач внутренней и внешней организации здания, размеров и форм сооружений, пространственных построений, высотности и пр. [. ]

[. ] Вместе с тем новая строительная техника, развивающаяся на базе новейших достижений точных наук, ведет к соответствующему развитию и изменению традиционных представлений о прочности и устойчивости здания, равновесии его частей и тем самым красоте его.

Так, например, консольные рамные конструкции в железобетоне, чрезвычайно рационально использующие распределение усилий в системе конструкции, дают возможность такого разрешения внешних ограждающих поверхностей здания, при котором нарушается обычное представление о стене и стеновой поверхности.

Расчленение конструкций здания, главным образом по линии несущих и не несущих конструкций, отодвигая на задний план прежние системы каменных конструкций и связанных с ними представлений о тяжести, легкости и устойчивости, создает предпосылку для новых пространственных решений с новой, только им свойственной архитектурной выразительностью.

Новейшие течения архитектуры Запада и Америки овладели в основном техническими возможностями новых материалов и конструкций и научились их технически правильно применять

Имея в своем распоряжении продукцию высокоразвитой строительной индустрии, новейшая архитектура Запада и Америки не сумела еще в достаточной мере выявить те художественные возможности, которые скрываются как в новых стройматериалах, так и в новых конструкциях, часто идя или по пути традиционного их применения или, наоборот, пустого эстетизирования новых материалов, фетишизации их.

В настоящее время железобетон является одним из ведущих материалов современной строительной техники, между тем форма железобетонных конструкций в подавляющем большинстве случаев есть первая производная статического расчета, и проблема художественного овладения конструктивными формами железобетона не нашла еще своего разрешения. Художественные возможности железобетона еще полностью не раскрыты. Однако очевидно, что железобетон может придать уверенную легкость и воздушность всей композиции.

Глава 1 строительные материалы и их взаимосвязь с архитектурой

1.1. Взаимосвязь строительных материалов, конструкции и архитектурной формы

Свою вещественную форму архитектура обретает с помощью разнообразия материалов, которые являются основой развития новых конструктивных структур. В современных условиях роль материальной базы архитектуры постоянно возрастает. Разнообразие материалов определяет осуществление творческого замысла и реальность новых архитектурных форм. Кроме этого материалы обуславливают характер и эстетическую выразительность формы, а также экономическую и функциональную целесообразность сооружения.

Материал является мощным объективным стимулом развития современной архитектуры. Виды и свойства материалов и изделий из них связаны с процессами создания, развития и восприятия архитектурной формы.

Вплоть до 20 века при строительстве зданий и сооружений используются преимущественно материалы, которые выдерживают значительные нагрузки при сжатии, но обладают плохими характеристиками по прочности на изгиб и растяжение. Зодчие не могли не учитывать эти свойства материалов при создании архитектурных форм.

Много столетий спустя определенные архитектурные формы из камня стали «легкими» (готика). Это архитектурная вершина природного камня. Хотя тяжёлые свойства остаются неизменными.

С начала 20 веков при строительстве зданий и сооружений стала широко выделяться подвесная конструктивная система, так как появилась возможность применять в строительстве высокие прочностные характеристики при изгибе и растяжении таких материалов как металл и железобетон. Расход материалов при этом минимален (вантовые конструкции). Кроме металла широкое применение получили пластмассы, металлопластик, которые помогают создавать лёгкие и прочные оболочки. Создание новых строительных материалов привело к изменению традиционных архитектурных форм.

Материал и конструктивная форма имеют тесную связь. Формы и внешний вид объёмов могут заметно меняться с учётом возможности использования определённого материала, но в современных условиях проявляется и обратная связь – создание и развитие архитектурных форм даёт развитие производству материалов с заданными характеристиками.

Эмоциональное воздействие архитектурной формы в большей мере связано с фактурой, цветом и текстурой лицевой поверхности материалов. Именно эти характеристики оказывают большое влияние на соответствующий зрительный образ.

Читать еще:  Калькулятор черновых материалов

Архитектор должен ясно представлять, что эстетические свойства материалов – мощное, активное и мобильное оружие в его руках, позволяющее усилить, развить и акцентировать основную художественную идею проекта.

С психологической точки зрения заметную роль играют сложившиеся представления человека о таких эксплуатационно-технологических свойствах материала как прочность, надежность и долговечность.

Выбор цвета, фактуры, рисунка поверхности отделочных материалов должен быть непосредственно связан с функциональным назначением помещения, его размерами и композицией.

Экономические показатели архитектурно-строительной, дизайнерской и реставрационной деятельности в большей мере связаны с применяемыми материалами (до 50% стоимости современной конструкции приходится на стоимость материалов, которую следует оценивать с учётом на будущую эксплуатацию).

Современная архитектура: Почему многие никак не могут принять этот стиль

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Одни дома без преувеличения можно назвать произведением искусства, другие просто не замечают, а есть такие сооружения, которые не оставляют никого равнодушным. Особенно это касается объектов современной архитектуры, именно они вызывают сильный эмоциональный отклик и не всегда положительный. Несмотря на то, что архитекторы стремятся создавать идеальные пространства для работы, отдыха и жизни человека, их произведения подвергаются постоянной критике, а иногда и полному неприятию.

Архитектура уже давно вышла за рамки определения такого понятия, как искусство, ведь благодаря ей удается создать пространство и декорации, отражающие культурные особенности и технические возможности того времени и места, где находится человек. Учитывая многовековую историю существования человечества, на улицах наших городов и сел можно встретить постройки всех эпох, которые зодчие создавали в разных стилях и направлениях. И если одни вызывают восхищение, то другие – полное неприятие.

К понятию «современная архитектура» относятся несколько стилей и течений, которые формируются уже более 100 лет. На протяжении столь длительного периода появляются уникальные работы архитекторов. Самое главное, в каком бы направлении они не творили, будь то чистой воды модерн, брутализм, конструктивизм, деконструктивизм, минимализм, хай-тек или неомодернизм, все вызывает повышенный интерес. Причем мнение людей как обывателей, так и специалистов-экспертов о том или ином объекте кардинально разнятся.

Если учитывать неоспоримый факт, что вновь созданные объекты более приспособлены для организации максимально комфортного пространства для обитания людей, то вопрос о неизбежном изменении сложившегося облика городов уходит на второй план. Но и эстетическое восприятие окружающего пространства пока никто не отменял, и если современный объект диссонирует с устоявшейся архитектурной картинкой, то вызывает бурю недовольства, а иногда и активного протеста местных жителей и корифеев.

Справка: Современная архитектура возникла еще вначале прошлого века, когда архитекторы утверждали, что творческое выражение должно быть свободным от исторического багажа и скорее архитектурные формы должны подчиняться функционалу, а не общепринятым догмам. Архитекторы старались избегать ненужных деталей в дизайне, считая, что простота и обычные элементы тоже могут быть прекрасны. Сторонники классических правил утверждали и до сих пор это делают, что современная архитектура с ее философией – полная безвкусица, серость и безликость.

Но это с какой стороны посмотреть. Если взять, к примеру, воплощенные в жизнь проекты Фрэнка Лойда Райта и Рудольфа Шиндлера, которые стояли у истоков модернизма, то «ни монотонного, ни бесчеловечного» в них попросту нет. А «безликими и угрюмыми» язык не повернется эти творения назвать, хотя в их внешнем облике не найдете ни резных арок, ни помпезных колонн, ни роскошных элементов и т.д. Они обладают не только практичностью и функциональностью, но и особенной красотой (при абсолютном минимализме декора!), от которой просто захватывает дух.

Да, они, как и многие другие модернисты, отошли от общепринятых правил в архитектуре, в их работах просматривается индивидуальный стиль и видение. В свое время кто-то сразу влюбился в простоту и практичность построенных ими домов, а приверженцы классических норм и правил их нещадно критиковали. Но несмотря ни на что, эти творения занимают достойное место в современной архитектуре, ведь они стали знаковыми сооружениями и настоящей достопримечательностью. А это потому, что авторам удалось сочетать практичность и простоту с окружающим ландшафтом, как городского пространства, так и природных зон.

К сожалению, не всем удается найти такую гармонию и нужные точки соприкосновения, и тогда появляются довольно несуразные объекты, которые явно выделяются на общем фоне городской архитектуры.

Конечно же, приверженцы создания единой, хотя и убогой в своем подражании картинки общего стиля будут в восторге, но достопримечательностью такое здание не станет никогда (лишь примером того, как нельзя строить!). Учеными доказано, что «хорошая» или «плохая» архитектура напрямую влияет на качество жизни и характер окружающего пространства, поднимая настроение или подавляя человеческих дух.

Конечно, если взять массовую застройку жилых кварталов безликими массивными многоэтажками, которые не имеют никакой эстетики, да и комфорта зачастую тоже, то такую «современную архитектуру» можно действительно ненавидеть и считать эти объекты полным отстоем, убивающим на корню даже самый оптимистичный взгляд на жизнь. Хотя массовое строительство многоквартирных высотных домов архитектурой назвать сложно, а порой даже невозможно.

Но все не так плачевно выглядит, если за дело берутся действительно профессионалы, не гоняющиеся за сроками сдачи и количеством жилых метров. В этом случае спальные районы выглядят не менее привлекательными (согласно теперешним веяниям в моде) нежели исторические центры, где преобладает викторианский стиль или ампир, который в то время когда они возводились, были тоже модными.

Читать еще:  Отделочные материалы для стен внутри

Согласитесь, в наше время возводить многоэтажные дома в готическом или романтическом стиле было бы полной нелепостью. Это должны понимать и те, кто никак не хочет воспринимать и принимать современную архитектуру, как неизбежное явление человеческого общества.

Конечно же, по-другому дело обстоит, если в стиле модерн строились небоскребы, общественные здания, спорткомплексы, аэропорты и вокзалы. Здесь обвинить современных архитекторов в безликости никак нельзя. Благодаря тому, что в стройиндустрии активно используются новые материалы и технологии, а это позволяет повышать этажность зданий, увеличивать масштабность арок и площадь окон, усложнять формы строений и т.д.

Даже в первых объектах современной архитектуры заметен интерес к ненавязчивому декору, причем кирпич сам становится яркой деталью оформления фасада, не говоря о моде на плиточную облицовку (майоликовые панно) и наличии кованых металлоконструкций. Это то, что касается внешней стороны архитектурных сооружений, в интерьере в первую очередь внимание уделялось комфорту и функционалу при простоте форм и минимуме декора.

В послевоенные годы архитекторы больше стали тяготеть к брутализму и монументализму. Поиск новых средств выразительности посредством грубых и массивных бетонных конструкций больше всего подвергается критике и неприятию. Несмотря на то, что такое увлечение очень быстро погасло, оставшиеся объекты до сих пор активно отвергаются. Хотя в современных постройках все чаще можно увидеть массивные бетонные элементы кубической формы, но такое видение красоты и практичности авторов проектов и они тоже имеют право на существование.

Противники течения в современной архитектуре утверждают что здания, построенные бруталистами к этому времени практически все заброшены, потому что в таких «уродливых» домах никто не хочет жить (если это жилые сооружения). Если же это музеи, учреждения или вокзалы, то их покинули потому, что «они навевают ужас» .

Как стало известно авторам Novate.Ru, эти утверждения — чистой воды домыслы тех, кто во всем критикует произведения бруталистов. В действительности некоторые здания и даже жилые микрорайоны были покинуты, но совсем по другим причинам и никакого отношения к внешнему виду они не имеют.

Слова архитектора и дизайнера, обладателя множества профессиональных премий Хади Тегерани, как нельзя лучше объясняют, почему появляются провалы при строительстве и полное неприятие некоторых объектов: «Современная архитектура терпит крах, когда не соответствует человеческому бытию и его целостности. Она должна давать человеку все составляющие его жизненного благополучия, которое, как пазл, складывается из различных и в равной степени значимых деталей, таких как экология, экономический аспект, адекватное пространство жизнедеятельности, свет, фактура материалов, форма, эмоции и эстетика».

И самое интересное, что в каждой стране и даже местности свое видение и понимание современной архитектуры и того, что приемлемо, а что вызывает противостояние. Это обусловлено многими факторами – начиная от менталитета и уровнем жизни и заканчивая формами и материалами для построек. Поэтому если при строительстве современные архитекторы будут учитывать восприятие эстетики населения, географию местности, культуру и традиции, тогда противостояния не будет.

Даже если это здание из бетона, стекла и стали и оно будет иметь простую, технологичную форму без явных элементов декора сооружение вызовет повышенный интерес, но никак не протест.

Как показывает практика то, что создают современные архитекторы в Германии (если в проекте учли все вышесказанное), большинство немцев воспринимает как абсолютно нормальное явление – в России же эти объекты обязательно вызовут негодование, шквал возмущения и осуждение. Или то, что очень органично выглядит в Японии – американцы никогда не примут и будут считать безликим и просто никаким.

Естественно, с течением времени термин «современная архитектура» стал намного обширней, чем был изначально, ведь появилось множество течений и ответвлений, которые с каждым днем меняют приоритеты. Но это и понятно, новые темпы жизни, инновационные материалы, часто меняющиеся модные тенденции диктуют свои правила и потребности и, не все творения архитекторов и дизайнеров общественность сможет оценить по достоинству.

На данный момент самыми яркими и даже фантастическими объектами современной архитектуры считаются небоскребы. И даже тот факт, что строительство футуристических высоток является высшим пилотажем у архитекторов и самым значимым достижением инженерной мысли, но все же и в их создании случаются невероятные истории и неприятные промахи, о которых можно узнать из следующего обзора.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Виды архитектурных стилей в строительстве

Архитектурный стиль – это совокупность общих черт здания, которые выражаются в выборе форм, конструкций, оформления фасада и в других важных деталях. На сегодняшний день существует множество направлений в архитектуре. Все стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития человечества, постоянно менялись под влиянием религии, политики, национальных черт, идеологий, климата и прочих факторов. Наиболее значимые перемены общественного строя или уклада жизни обязательно находили свое отражение в архитектуре. В данной статье будут рассмотрены наиболее значимые и яркие решения. Какие архитектурные стили есть и пользуются популярностью в наше время?

Популярные архитектурные стили и их особенности

Классицизм. Архитектурный стиль XVII–XIX веков сложился под влиянием абсолютных монархий, властвовавших в то время в Европе. Для классицизма характерна благородная простота, величие, аристократизм, строгий ритм оформления. Фасады симметричны, но при этом выглядят нарядно и торжественно. Пример: архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова.

Романский стиль. В архитектуре отражена концепция оформления средневековых замков-цитаделей. Здания в романском стиле выглядят массивно, брутально, но достаточно аскетично. Основным строительным материалом является камень. Окна в домах выполняют узкими и высокими, во многих проектах предусматривают башни и высокие заборы. Пример романского архитектурного стиля в строительстве: соборный ансамбль в Пизе.

Читать еще:  Калькулятор расчета материала для ремонта квартиры

Готика. Для зданий с готической архитектурой характерны высокие оконные проемы с витражами, арки стрельчатой формы, вытянутые башни. В оформлении фасадов – ажурность и легкость. Массивный декор выглядит невесомым и как бы устремленным в небо. В качестве украшений часто используются скульптуры мифических существ. Пример: собор Парижской Богоматери.

Барокко. Динамичный, причудливый, нарочито роскошный стиль с богатым декором. Фасады украшают лепниной, расписывают художественными мотивами. В барокко каждая деталь здания говорит о состоятельности и высоком статусе владельца. Главное – не переусердствовать с показной роскошью, чтобы дом выглядел органично. Пример: Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Рококо. Для этого архитектурного стиля характерна манерность, утонченность. На фасадах используют затейливые орнаменты в виде раковины. Декор выглядит роскошно. В архитектуре рококо преобладает симметрия композиций, уравновешенные сочетания чистых цветов, высокая степень детализации форм. Пример: Смольный собор.

Конструктивизм. Дома в таком стиле отличаются практичным внешним видом и функциональностью. Художественность в оформлении достигается сочетанием материалов и форм. Декор на фасадах практически не используется. В современном виде конструктивизм сочетает лаконичную геометрию с естественностью, натуральностью пространства, обилием света. Пример: дом-мастерская архитектора Мельникова.

Минимализм. Основная идея стиля – максимум функциональности при минимальном количестве элементов. В архитектуре минимализма не используется декор, другие предметы, не несущие никакой практической нагрузки. Для эстетической привлекательности зданий применяют оригинальные сочетания геометрических форм и различных фактур: камня, дерева, стекла и т. д. Пример: резиденции Алкасер-ду-Сал в Португалии.

Английский стиль. Внешний вид здания в английском стиле создает ощущение надежности и долговечности. В архитектуре сочетаются викторианское, георгианское, тюдоровское направление. Здания в английском стиле чаще всего имеют 2 этажа, небольшие балконы, балюстрады. В отделке преобладает камень и кирпич. Обязательный элемент ансамбля – зеленый открытый газон без ограждения. Пример: родовые поместья в пригородах Лондона.

Русский стиль. Такие дома невозможно спутать ни с одним другим архитектурным направлением. Материал строительства – бревно, натуральное дерево. Фасады украшают оконными ставнями, резным декором. Дома обычно имеют 1–2 этажа, небольшое крыльцо с перилами, балкончики и веранды. В руках мастера усадьба в русском стиле выглядит как боярские хоромы или сказочная избушка. Подобная архитектура используется в основном в частном домостроении.

Хай-тек. Этот современный архитектурный стиль объединяет в себе новейшие достижения в сфере материалов и технологий. В оформлении зданий преобладает стекло, металл. В качестве декора используются деревянные вставки. Никаких завитушек и выступающих элементов – только лаконичность и строгая геометрия. На комплексах в стиле хай-тек часто можно увидеть солнечные батареи, ветрогенераторы. Пример: небоскребы в Москва-Сити, штаб-квартира «Фудзи-ТВ» в Токио.

Скандинавский стиль. Среди множества особенностей нордической архитектуры стоит выделить использование натуральных строительных материалов, большие площади остекления для хорошего естественного освещения, светопрозрачные двери, открытые веранды. Для отделки фасадов используют дерево или штукатурку. Декоративный эффект получают за счет сочетания контрастных тонов, например белых оконных проемов и темной стены либо наоборот. Скандинавский стиль используют преимущественно в частном домостроении.

Фахверк. Дома в этом стиле возводят по каркасной технологии. Стойки, балки и ригели конструкции становятся элементами фасадного декора. Пространство между темными деревянными опорами оштукатуривают светлым раствором или белят. Фасад становится как будто расчерченным темными деревянными полосками. В современной архитектуре стиль фахверк дополняют панорамными окнами. Пример: дома в исторической части города Кведлинбург, Германия.

Модерн. Изысканный, элегантный стиль, возникший на стыке 19-го и 20-го столетий, внес разнообразие в однотипные городские пейзажи мировых мегаполисов. Для архитектуры модерн характерны изогнутые линии, величавые формы, разнообразные варианты декора. Оконные и дверные проемы выполнены округлыми. В отделке фасада часто встречается ручная роспись, плиточная мозаика. Это один из лучших стилей с точки зрения воплощения характера владельца здания. Пример: национальный театр в Хельсинки.

Кантри. Многоликий архитектурный стиль, который вбирает в себя характерные этнические черты конкретной страны. Например, во Франции дома кантри – это небольшие строения из камня, в Канаде – избушки из бревна. Для стиля в целом характерно использование натуральных строительных материалов, которые обычно применяют в сельской местности. Прилегающую территорию украшают фигурками птиц, клумбами и другими элементами природы.

Фьюжен. Этот архитектурный стиль объединяет в себе не сочетаемые на первый взгляд вещи. Например, элементы промышленного дизайна на фасаде могут дополняться декором барокко или готическими башенками. В оформлении используется сложная цветовая гамма и противоречивые геометрические решения. Стиль фьюжен требует от дизайнера большого профессионального мастерства. Пример: институт молекулярных исследований в Мельбурне.

Этно. Архитектурный стиль с ярко выраженным национальным мотивом. В России это русская изба из рубленого бревна с коньком на крыше. В Японии дом в стиле этно имеет характерную изогнутую крышу. Архитектурные решения часто дополняют изразцами, или африканскими орнаментами, или персидскими мотивами и т. д. Сколько культур существует на планете, столько вариаций и имеет стиль этно. Пример: культурный центр индейцев в Канаде.

Существует множество видов архитектурных стилей. Каждый из них имеет свои особенности. При выборе учитывайте собственный вкус и личные представления об эстетике зданий, чтобы внешний вид дома вызывал у вас только положительные эмоции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×